The Monuments Men
США, Германия
Бюджет: $70 000 000
Актёры: Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Джон Гудман, Жан Дюжарден, Кейт Бланшетт…
Группа американских и британских экспертов-искусствоведов по просьбе правительства США отправилась во время Второй мировой войны в Старый Свет, чтобы предотвратить разграбление Гитлером европейского культурного достояния (весомую часть украденного он планировал уничтожить, обвинив в культивации дегенеративных тенденций). 11 специалистов высадились в Нормандии и, ведомые участницей французского Сопротивления, отправились на поиски украденных нацистами предметов искусства.
Нацисты воевали не только ради покорения и уничтожения народов Европы. Пока одни немецкие поезда везли в «лагеря смерти» евреев и военнопленных, другие составы перевозили награбленные сокровища — великие произведения искусства, которые нацистские вожди развешивали и расставляли в своих особняках и замках. Гитлер требовал шедевры, и его прихвостни сбивались с ног, чтобы ублажить фюрера. «Все это было частью продуманного плана, — объясняет историк Роберт М. Эдсель. — Гитлер хотел построить в Германии новые музеи. И он хотел разграбить целые культуры, вычеркнуть их из истории».
В основу фильма положены реальные события, описанные в книге Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера. Согласно книге, когда союзники осознали размах нацистского хищничества, они организовали команду историков искусства и музейных работников, чтобы выявить и спасти похищенные ценности. Ученые не могли терять ни минуты — когда немцы отступали, они уничтожали все, что не успевали увезти. Советские войска тоже не зевали. Они везли в СССР все, что считали репарациями за сожженные города и убитых и замученных соотечественников. В свою очередь, командиры американских, британских и прочих союзных войск думали о победе над врагом, а не о сохранении средневековых церквей. Так что эксперты должны были спасать шедевры не только от врагов, но и от друзей. И они не делали различий между искусством покоренных стран и Германии. Для них все великие произведения были одинаково ценны.
Джорджа Клуни эта история поразила. Он услышал ее от своего давнего бизнес-партнера Гранта Хеслова, когда они вместе продюсировали «Операцию Арго», и решил, что нашел свой новый продюсерский проект. «Интересный фильм о Второй мировой войне снять очень сложно, потому что все знают, как она проходила и чем закончилась, — рассказывает Клуни. — Конечно, можно сделать то, что недавно сделал Квентин Тарантино в Бесславных ублюдках. Но мы поступили иначе. Мы нашли занимательную реальную историю, которую почти никто не знает. И в этой истории самый мерзкий в мире злодей».
Для Джорджа Клуни («Американец», «Мне бы в небо», «Потомки») этот проект стал пятой режиссерской работой — ранее им были постановлены картины «Признания опасного человека», «Доброй ночи и удачи», «Любовь вне правил» и «Мартовские иды». Сценарий Клуни написал вместе со своим давнишним деловым и творческим партнером Грантом Хеслов («Безумный спецназ», «Мартовские иды»). Клуни также исполнил главную роль — он сыграл американского офицера Джорджа Стаута, руководившего операцией по спасению украденных шедевров. Его партнерами по фильму стали Мэтт Дэймон («Элизиум: Рай не на Земле»), Билл Мюррей («Сломанные цветы»), Кейт Бланшетт («Ханна. Совершенное оружие»), Джон Гудман («Артист») и Жан Дюжарден («Артист», «Право на лево»).
Съемки проходили с 4 марта по 26 июня 2013 года в Германии и Великобритании.
Прокат был намечен на 18 декабря 2013 года, вслед за ним — гонка за призы всевозможных гильдий, «Золотой глобус» и, наконец, «Оскар», но все рухнуло. Релиз картины перенесли на февраль 2014 года потому, что банально не хватало времени закончить картину. Актер-режиссер справедливо рассудил, что ради мифических призов не стоит делать дешевые спецэффекты: из-за них и весь фильм будет выглядеть, как дешевка. Студия Sony, отвечающая за производство, расстроилась, но вняла голосу разума. «Охотники за сокровищами» обошлись ей в 70 млн долларов, и никому не хочется, чтобы этот бюджет стал убыточным.
Теперь у проекта есть шанс громко заявить о себе на весь мир помимо «Оскара»: Берлинале взял его в свою официальную программу. Директор фестиваля Дитер Косслик полагает, что фильм прольет свет на то, как во время Второй Мировой самоотверженные люди умудрялись спасать не только людей, но и культуру. Не так давно в Мюнхене демонстрировалось то, что было украдено нацистами и снова найдено: 1400 предметов искусства, в том числе работы Марка Шагала, Оскара Кокошки и многих других.
cо 2 декабря | «Арман»; |
c 3 декабря | «Заклятье. Обитель дьявола», «Хаяо Миядзаки и птица»; |
c 4 декабря | «Звёзды в Сибири», «Снежная сказка»; |
c 5 декабря | «Маша и Медведь в кино. Парк чудес», «Пушпа 2. Власть», «Возвращение Одиссея»; |
c 6 декабря | «Роковая партия»; |
c 7 декабря | «Три кота. Зимние каникулы»; |
c 8 декабря | «Одна дома. Великолепная пятёрка», «Атака титанов. Последняя атака», «Катарина, или дочь разбойника»; |
c 9 декабря | «Амадей»; |
c 10 декабря | «Мой сосед — монстр»; |
c 11 декабря | «Ёлки 11», «Операция Кровавая охота»; |
c 12 декабря | «Баба Яга спасает Новый год»; |
c 19 декабря | «Братья», «Домовёнок Кузя»; |
c 22 декабря | «Рождественские истории Астрид Линдгрен»; |
c 26 декабря | «Последний Ронин»; |
c 1 января | «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича», «Финист. Первый богатырь»; |
c 12 января | «Большой пернатый побег»; |
c 23 января | «Василий»; |
c 6 марта | «200% волк» |
С середины фильма захотелось уйти. И не только потому, что действие развивается тяжело, и до середины смотреть фильм банально скучно. А потому, что американцы в очередной раз попытались вбить в голову всему миру, что именно им он обязан своим спасением от нацистов.
Русские представлены ворами и мародерами, которые шастают по захваченной европейской земле и забирают себе все, что плохо лежит. А горстка героев-американцев буквально вырывает из рук русских захватчиков картины и скульптуры. Так что если вы не хотите чувствовать себя облитыми грязью, не тратьте время на этот фильм.
Клуни, увы, снял пустышку. Все очень прямолинейно и поверхностно. Для восторга картине не хватает трэшовости, а для серьезного отношения — глубины и веса. То есть и не смешно, и чрезмерно легковесно — ни о чем. Ну и, конечно, бравые американцы и только они спасли всю мировую культуру, пока остальные прохлаждались. Историческая реальность несколько не об этом, но вот в фильме вышло так.
Впервые не смог досмотреть до конца. Первые 30 минут еще оставалась надежда на ускорение темпа и интересный сюжет. Но единственным, что привлекло, стал неожиданный выстрел в конце первого часа полного затишья.
Удивительно, как удалось собрать такой актерский состав и забыть позвать сценариста! Не рекомендую смотреть!
Хороший фильм. Твердая 4. По эмоциональному фонду похож на "Воровку книг", но она была сильнее.
Клуни, кстати, стал напоминать Кларка Гейбла в роли Рэтта Батлера. У него, похоже, этой ухмылке и научился... Из фильма в фильм просто, но нигде, кроме "Мне бы в небо" она особо органично не вписывается.
Поделиться мнением